Развитие науки и техники, пытливость человеческой мысли, потребность в простом, доступном и точном способе получения изображений подготовить одно из самых выдающихся открытий XIX века. Оно получило название «фотография», что в буквальном переводе означает «светопись»: лучи света проникали в специальную камеру сквозь линзу, объектив, падали на светочувствительный слой, в котором под их воздействием происходили изменения, приводящие к образованию изображения, которое действительно, как бы «писалось светом».
Со второй половины XIX века среди разных жанров светописи господствует портрет, и число фотографических портретных ателье в российских городах растет год от года. Учитывая, что каждое из них имело свою витрину, легко представить это своеобразную фотографическую выставку на улицах города. Владельцы ателье, располагавшие средствами и вкусом, обставляли приемные комнаты предметами искусства: копиями античных скульптур и живописными произведениями. Велась кропотливая работа клиентами. Вчитывалось все- поза, поворот головы, расположение рук и плеч, выражение лица, костюм портретируемого, а так же фон и аксессуары. Особенно внимательно относились в ателье к дамам. Перед съемкой особо оговаривался туалет, вплоть до расположения складок на платье. Вся портретная фотография XIX столетия носила постановочный характер. По этой причине фотографы сильно зависели от вкуса городских обывателей. Заказ нужно было выполнить таким образом, чтобы клиент остался доволен своим изображением и пришел еще раз- именно в это ателье, именно к этому фотографу. На фотографической карточке заказчик должен был выглядеть привлекательным и находиться в окружении прекрасных вещей.
Фотографирование признавалось художественным творчеством, а ориентиром для подражания служило изобразительное искусство. Не случайно фотографы именовали себя художниками, а свою продукцию — художественной. Среди них было немало выпускников и слушателей Академии художеств. В 1850-1870-е гг. русские фотографы создали замечательные произведения, отмеченные отечественными и европейскими критиками: «Коллекция портретов русских литераторов» С.Л. Левицкого (1855-1856), «Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России» Г.И. Деньера (1864-1865, «Художественный альбом фотографий с натуры» А.О, Карелина (1870-е). На протяжении всего XIX века портретный жанр оставался господствующим. К началу нового столетия портретирование в российских городах приобрело массовый характер.
«Фотографические портреты из предмета любопытства, забавы и роскоши стали необходимой принадлежностью, потребностью каждой семьи, каждого кружка друзей, товарищей, знакомых, сослуживцев, лучшим воспоминанием семейных, дружеских и общественных событий и отношений» — писал журнал «Фотограф». Основным свойством фотографическго портрета, его отличием от других иконографических произведений признавался документализм. Сходство изображения с оригиналом являлось едва ли ни главным критерием в оценке работы мастера. Психологические состояния персонажа оставались за кадром.
С 1880-х гг., как только позволила оптика, стали широко использоваться ноновые декорации в самом съемочном павильоне: летние, зимние, морские, сказочные, архитектурные. Негативы с запечатленными на них » зимними» фонами опрыскивали тушью- таким образом, на позитиве появлялся «падающий снег». При использовании»летних» декораций пол застилали специальным «травяным» ковром. Мебель на съемочной площадке стояла не бутафорская, а рельная: плюшевое кресло с изогнутой спинкой, стул, обитый бархатом и украшенный бахромой.
На снимках отчетливо видна еще одна черта светописи XIX века- статичность изображения. Еще в первой половине 1860-х гг., когда вошли в моду композиции «в рост», фотографы старались придать позам смысл: модель, сидящая у столика как будто читала, рассматривала альбомы, пила чай, вышивала. Отступая от привычных канонов, фотограф превращал портрет в жанровую композицию- тщательно продуманную и искусен режиссированную, связанную по сюжету с эпизодами повседневной жизни персонажей.
По мере развития светописи » фотографирование из рук ученых и художников» постепенно переходило «в руки ремесленников». Технический прогресс заметно облегчил процесс съемки и многократно увеличил число фотографов и портретных ателье. Поток посетителей в фотографические ательене оставлял фотографам времени на размышление. Придумав однажды выразительную композицию и эффектно осветив модель, они в последующих работах повторяли удачно найденный ход.
Готовая фотографическая карточка в XIX столетии имела определенные размеры. Наиболее популярными были: миньон, визит-портрет, кабинет-портрет, будуарный портрет и пр. Позитив наклеивали на изготовленный в специальной литографической мастерской бланк из бристольского картона, служивший прекрасным обрамлением фотографии и предохранявший тонкий лист от механических повреждений. Такое фирменное паспарту было визитной карточкой владельца ателье, на котором стояло название фирмы, имя, адрес, почетное звание, изображение медалей, полученных на выставках, и прочие регалии. По традиции фотографы имели особые титулы. «Фотографом Императорского Исторического музея» например, был Р.Ю. Тиле.
Первая мировая война и последующие события внесли коррективы в жизнь российского фотографического сообщества.
Поделиться